Алексей Мирошниченко
О постановщике

Алексей Григорьевич Мирошниченко, артист, хореограф, педагог, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета с 2009 по 2020 год, руководитель балетной труппы театра с 2023 года 

Суть танцевального движения в прохождении через него, от одного эмоционального и физического состояния к другому. Движение как совокупность множества последовательных изменений положения тела в пространстве. Любая остановка движения в пространстве – продолжение движения во времени.

Хореография Алексея Мирошниченко, какой бы литературный, культурно-исторический источник ни лежал в ее основе, при всем разнообразии стилистических акцентов сохраняет это принцип «движения во времени». Отсюда обновляемость танцевальных элементов, как бы перетекающих друг в друга подобно непрерывному музыкальному развитию. И потому так придирчиво хореографическая партитура Мирошниченко следует за музыкальной.

В процессе работы над постановкой «Дафнис и Хлоя» - первым «большим» (двухактным) для Алексея Григорьевича балетом на Пермской сцене - музыкальный руководитель постановки Валерий Платонов отметил это скрупулезное следование музыкальному тексту. Созданный в 1912 г. по заказу Дягилева Морисом Равелем и Михаилом Фокиным этот балет в соответствующем времени романтическом духе и «неоантичной» манере трактовал древнегреческий роман Лонга о познании любви. Художественная фантазия Мирошниченко наделила туманные образы равелевской сюиты судьбой и характером, включила их в исторический контекст Франции эпохи колониальных войн. И Равель, и Лонг, и Фокин, и античность, и Франция начала XX века вплелись многими неуловимыми ассоциациями в сюжетно-образную канву постановки.

Учения по противовоздушной обороне членов «ОСОАВИАХИМА», советский мюзик-холл, Шостакович, улица 30-х годов и конструктивизм объединились в неразрушимое художественное целое одноактного балета «Условно убитый» Дмитрий Шостаковича. Жанр, стиль, доминирующее идейно-эмоциональное начало – все в этой постановке имеет совершенно особый тон. Образы-«миражи» «Дафниса и Хлои» и комические образы-типажи «Условно убитого», в своем стремительном беге выражающие ритм эпохи грандиозных 30-х, при всем различии хореографического рисунка партий и динамики движения едины в точности танцевальных характеристик.

В своих работах - будь то грациозная стилизация эпохи «рокайля» («Вариации на тему рококо»), хореографический парафраз древнегреческого романа «Дафнис и Хлоя», балетный фельетон («Условно убитый»), гротескный сказ про шута, семерых шутов перешутившего («Шут»), оригинальная редакция классического «Лебединого озера», балет-судьба («Шахерезада») -хореограф соединяет в одном движении и конкретность жеста, и символичность иероглифа.